«Работаем с Вами, работаем для Вас!»
Как измерить деловую активность?
Существует ряд коэффициентов, с помощью которых можно измерить, насколько бизнес активно использует имеющиеся у него возможности. А сопоставление этих коэффициентов с другими компаниями отрасли или с другими периодами покажет насколько Ваш бизнес эффективнее или выявит его резервы.
Основных коэффициентов четыре:
- Коэффициент оборачиваемости активов,
- Коэффициент оборачиваемости запасов и затрат,
- Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности,
- Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности.
Все эти коэффициенты привязаны к объему/себестоимости продаж, так как ресурсоемкость этих оборотов и показывает их эффективность (количество оборотов за период).
Но могут считаться и в днях, чтобы показать период, который необходим для одного полного цикла (оборота).
- Коэффициент оборачиваемости активов.
Отображает количество оборотов или долю одного оборота активов компании за анализируемый период – коэффициент деловой активности.
Объем продаж – отгрузка покупателям за период (месяц, квартал, год). Стандартно берется из «Отчета о прибылях и убытках». Внимание!!! Если планируете сравнить Коа в динамике, то необходимо обеспечить измерение Объема продаж в сопоставимых условиях: с учетом скидок, пересчета цен.
Средние остатки активов – сумма итогов по Разделу «Актив» баланса на начало и конец периода, деленная на 2. Можно считать средние остатки за период путем суммирования итогов на начало периода и на конец каждого месяца периода и деления их на количество месяцев в периоде (первое и последнее значения берутся в половинном размере). Это будет более верное значение. Но такой подход нужно будет применять из периода в период для обеспечения сопоставимости расчетов. Внимание!!! Рекомендуем не забывать включать в итоги стоимость имущества, учитываемого за балансом: арендованные основные средства и т.п., если они участвуют в производстве.
Делением количества дней в периоде (30 дней, 90 дней, 365 дней) на Коа можно получить длительность одного оборота в днях, т.е. срок, за который продажи покрывают стоимость всех активов.
Чем Коа выше, тем интенсивней работает компания, получая бо́льшую отдачу на имеющиеся ресурсы. Состав ресурсов (активов) можно определить, взглянув на статьи в разделе «Актив» баланса.
- Коэффициент оборачиваемости запасов и затрат.
Аналогично Коэффициенту оборачиваемости активов отображает количество оборотов или долю одного оборота запасов компании за анализируемый период.
Себестоимость продаж – себестоимость отгрузки покупателям за период (месяц, квартал, год). Стандартно берется из «Отчета о прибылях и убытках». Можно брать и выручку от продаж, но в составе выручки кроме стоимости сырья, общепроизводственных, накладных и коммерческих расходов имеется и маржа. Поэтому обоснованным будет поставить в знаменатель ту себестоимость, которая включает ресурсы, числящиеся по статье «Запасы» баланса за период расчета. Внимание!!! Если планируете сравнить Коз в динамике, то необходимо обеспечить измерение знаменателя в сопоставимых условиях – ту себестоимость, которая будет применяться из периода в период.
Средние остатки запасов – сумма итогов по статье «Запасы» раздела 2 актива баланса на начало и конец периода, деленная на 2. Можно считать средние остатки за период путем сложения итогов на начало периода и на конец каждого месяца периода и деления их на количество месяцев в периоде (первое и последнее значения берутся в половинном размере). Это будет более верное значение. Но такой подход нужно будет применять из периода в период для обеспечения сопоставимости расчетов. Состав запасов можно посмотреть в правилах заполнения статьи «Запасы» баланса.
Делением количества дней в периоде (30 дней, 90 дней, 365 дней) на Коз можно получить длительность одного оборота в днях. Чем Коз выше, тем интенсивней работает компания, получая бо́льшую отдачу на имеющиеся запасы.
Повышение Коз говорит об увеличении продаж/снижении запасов.
Снижение Коз говорит о снижении продаж/накоплении запасов.
- Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.
Показывает насколько эффективно компания организовала работу по сбору оплаты за свою продукцию.
Объем продаж – отгрузка покупателям за период (месяц, квартал, год). Стандартно берется из «Отчета о прибылях и убытках». Внимание!!! Не забудьте добавить к сумме из отчета налог на добавленную стоимость, т.к. дебиторская задолженность его включает, а суммы продаж – нет. Если планируете сравнить Кодз в динамике, то необходимо обеспечить измерение Объема продаж в сопоставимых условиях: с учетом скидок, пересчета цен.
Средняя величина дебиторской задолженности – сумма итогов по статье «Дебиторская задолженность» раздела 2 актива баланса на начало и конец периода, деленная на 2. Можно считать средние остатки за период путем сложения итогов на начало периода и на конец каждого месяца периода и деления их на количество месяцев в периоде (первое и последнее значения берутся в половинном размере). Это будет более верное значение. Но такой подход нужно будет применять из периода в период для обеспечения сопоставимости расчетов. Кроме того, в состав дебиторской задолженности может попасть задолженность не только по операционной деятельности, но и другой деятельности – инвестиционной (реализация излишних основных средств), финансовой (реализация финансовых инструментов). В расчет берем только операционную задолженность.
Делением количества дней в периоде (30 дней, 90 дней, 365 дней) на Кодз можно получить длительность одного оборота в днях, называемую периодом сбора (инкассации) задолженности по продажам. Чем Кодз выше, тем чаще погашается дебиторская задолженность, что воспринимается банками позитивно.
Повышение Кодз говорит об активном погашении долгов покупателями.
Снижение Кодз говорит о проведении мягкой политики в отношении покупателей с целью расширения сбыта. Если же имеются просрочки в оплате выставленных счетов, то такое снижение говорит о накоплении некачественных долгов.
Необходимо увязывать динамику Кодз с динамикой оборачиваемости кредиторской задолженности, чтобы избежать недостатка оборотных средств.
- Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности.
Показывает сколько оборотов необходимо для погашения собственных долгов или сколько раз за анализируемый период эти долги были бы погашены без отвлечения на эти цели прибыли от продаж.
Себестоимость продаж – себестоимость отгрузки покупателям за период (месяц, квартал, год). Стандартно берется из «Отчета о прибылях и убытках». Можно брать и выручку от продаж, но в составе выручки кроме стоимости сырья, общепроизводственных, накладных и коммерческих расходов имеется и маржа. Поэтому обоснованным будет поставить в знаменатель ту себестоимость, которая включает ресурсы, источником которых являются суммы, числящиеся по статье «Кредиторская задолженность» раздела 5 пассива баланса за период расчета. Внимание!!! Не забудьте добавить к сумме из отчета налог на добавленную стоимость, т.к. кредиторская задолженность его включает, а себестоимость продаж – нет. Если планируете сравнить Кокз в динамике, то необходимо обеспечить измерение знаменателя в сопоставимых условиях – ту себестоимость, которая будет применяться из периода в период.
Средняя величина кредиторской задолженности – сумма итогов по статье «Кредиторская задолженность» раздела 5 пассива баланса на начало и конец периода, деленная на 2. Можно считать средние остатки за период путем сложения итогов на начало периода и на конец каждого месяца периода и деления их на количество месяцев в периоде (первое и последнее значения берутся в половинном размере). Это будет более верное значение. Но такой подход нужно будет применять из периода в период для обеспечения сопоставимости расчетов.
Делением количества дней в периоде (30 дней, 90 дней, 365 дней) на Кокз можно получить длительность одного оборота в днях. Чем Кокз выше, тем чаще погашается кредиторская задолженность, что воспринимается банками позитивно.
Повышение Кокз говорит об активном погашении долгов по поставкам.
Снижение Кокз говорит об успешной работе по получению отсрочек от поставщиков (если нет просрочек по договорам), что трактуется как альтернативный и зачастую бесплатный кредитный ресурс.